(Бахматов А.А., Бахматова Г.А. Тайны «Русского острова». Юрлинский район:события, люди, судьбы. Пермь 2018. С.197-202)
С 1961 по 2000 годы жил в Юрлинском районе очень скромный и простой человек. Человек удивительной отваги и несгибаемого мужества. Звали его Иван Семенович Козич.
Он родился 3 марта 1920 г. в д. Старые Морги Узденского района Минской области в семье крестьянина-середняка. Отец – Козич Семён Васильевич был служащим при Торфтресте БССР, умер в 1938 году. Мать – Нина Антоновна, работала продавцом в д. Старые Морги.
В 1935 году он окончил 7 классов в г. Борисов Минской области и поступил в Борисовский индустриальный спичечный техникум. Одновременно обучаясь лётному делу в Борисовском аэроклубе. Там же в 1937 году вступил в комсомол. Когда комсомол бросил клич – «дадим стране 150 тысяч лётчиков», поступил в ноябре 1938 года в Одесскую военную авиационную школу пилотов им. Полины Осипенко. Которую окончил в феврале 1941 года. Затем пять месяцев учёбы на ускоренном курсе подготовки пилотов-истребителей в Чугуевской военной авиационной школе.15 июня 1941 года, получив аттестат, сержант Козич И.С. отправился служить в Ленинградский военный округ в г. Гатчино, где и встретил первый день войны. Он рвался в бой. Но командование сочло необходимым отправить молодого лётчика в г Арзамас, где он в течение нескольких месяцев переучивался, осваивая новый самолёт ЛАГГ-3.
Из Арзамаса Козич попал в 721-й истребительный авиационный полк, который формировался в г. Горький. Около трёх недель отражал налёты вражеской авиации на этот город. Затем полк был переброшен под г. Рыбинск для защиты столицы нашей родины и промышленных объектов городов Рыбинск и Ярославль.
Растёт боевое мастерство молодого лётчика. Ему присваивается очередное воинское звание старшего сержанта. Он становится командиром звена, затем – заместителем и командиром авиаэскадрильи.
В июле 1942 года 721-й полк был передан 286-й истребительной авиадивизии 15-й воздушной армии в воронежском направлении Брянского фронта. В воздушных боях две авиаэскадрильи полка с июля по сентябрь 1942 года уничтожили 52 вражеских самолёта, потеряв при этом 21 свой самолёт. В числе лучших лётчиков был Иван Семёнович Козич. Свой первый орден Красного Знамени он получил в ноябре 1942 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1943 г. капитану Козич И.С. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда. 6 ноября 1942 года ему на фронте вручают партийный билет.
Из наградного листа на присвоение Ивану Семёновичу звания Героя Советского Союза от 8 февраля 1943 года, подписанного командиром 721 полка майором Крюковым и начальником штаба полка майором Скворцовым:
«Старшина Козич за период боевых действий против германского фашизма, показал исключительные качества не только как воздушного бойца, но и командира, исполняя обязанности от пилота до командира эскадрильи. Командуя эскадрильей проявил себя энергичным, дисциплинированным, настойчивым и решительным командиром как на земле, так и в воздухе. На Брянском фронте произвёл 210 боевых вылетов с налётом 232.39. за это время провёл 31 воздушный бой из них 22 одиночных и 9 групповых. В воздушных боях как лётчик истребитель показал образцы боевой работы, отличной выучки, отваги и мужества. За безаварийную работу награждён 5000 рублей.
За сбитые самолёты противника в июльской операции 5000 руб. и орденом «Красного Знамени» На своём счету старшина Козич имеет 9 сбитых фашистских самолёта из них: 4 бомбардировщика и 5 истребителей. Кроме этого в групповом воздушном бою сбито 4 самолёта противника.
В проводимой операции с 26 января 1943 г. сбил 5 самолётов противника так например: 1 февраля 1943 г. в составе 4-х самолётов ЛАГГ-3 прикрывали действия штурмовиков на железнодорожной станции Курск. В это время заметил как 2 МЕ-109 выруливали на взлёт.В результате проведённой атаки лично старшиной Козич оба МЕ-109 на взлёте скапотировали. При выходе из атаки атаковал ХЕ-111 заходившего на посадку, в результате чего ХЕ-111 был подожжен и врезался в землю в районе авиагородка. Кроме задач по сопровождению бомбардировщиков, штурмовиков и прикрытие своих войск тов. Козич является одним из лучших охотников и разведчиков части. Перед началом операции отлично выполнил задание по фотографированию укреплённого участка в районе Дросково.
Все боевые вылеты тов. Козич выполняет в качестве ведущего.
Вывод: За выдающиеся заслуги перед Родиной – проявленное при этом мужество и геройство старшина Козич Иван Семёнович заслуживает присвоения звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда». (Юрлинский РВК. Из личного дела Козича И.С.)
О присвоении звания Героя Советского Союза Иван Семёнович узнал, находясь в в подмосковном военном госпитале им. Вострякова. Совершая разведывательный полёт над вражеской территорией в районе г. Воронеж, Козич столкнулся с немецким истребителем, вступил с ним в бой. Испугавшись лобовой атаки, немец не выдержал, отвернул в сторону. А когда Козич повернул к линии фронта, тот решил догнать и ударить в спину. Козич развернул самолёт и бросился в атаку. Самолеты то падали резко вниз, то взмывали вверх. Выбрав момент, Иван Семёнович бросил свой истребитель на врага. Раздался сильный удар, яркая вспышка света ослепила глаза. Очнулся в госпитале на 21-й день. Там и узнал, что его вместе с сиденьем выбросило из кабины. Немецкий лётчик сгорел вместе с самолётом вблизи от самолёта Козича.
28 апреля 1943 года в Кремле в торжественной обстановке старшему лейтенанту Козич И.С. вручали орден Ленина и медаль Золотая Звезда. Из Кремля Иван Семёнович сел на попутную машину и отправился в свою часть.
«А орден Александра Невского, — вспоминал Иван Семёнович, — мне дали за бой под Кромами, что южнее Орла на 60 километров. Это было 11 и 12 июня 1943 года. Нашей группе из 19 самолётов (8 истребителей и 11 штурмовиков) было дано задание командования нанести бомбовый удар по передовым позициям немцев. Я был старшим. Когда мы пересекли линию фронта, навстречу нам летели 145 немецких самолётов (40 истребителей и 105 бомбардировщиков). Я принял решение вступить в бой. Атаковали и разогнали фашистских стервятников, те даже бомбы на свои позиции побросали. По словам командира штурмовой дивизии генерал-майора Крупского (он находился на передовой и лично наблюдал за ходом боя), мы сбили 24 фашистских самолёта, своих потерь не имели. Он же и подсчитал количество немецких самолётов.
Через два часа он прилетел на наш аэродром и перед строем полка снял со своей груди орден Александра Невского № 816 и лично прикрутил мне на грудь. Остальных 18 лётчиков представил к ордену Боевого Красного Знамени.
Второй орден Красного Знамени мне дали за бой над городом Глуховым, что восточнее Орла. Когда я перелетал с одного аэродрома на другой, меня атаковали сначала 4 самолёта, потом ещё 4 и ещё 4, всего 12 самолётов. Если б они в паре наступали, меня бы сбили, а так только мешали друг другу, и я три самолёта сбил. Они меня почему-то оставили, видимо, горючее было на исходе. Когда немецкие самолёты улетели, я посадил свой самолёт на аэродром под Глуховым, сел под самолёт и уснул. Проснулся, все губы были обкусаны. А так меня 6 раз сбивали. Два раза прыгал с горящего самолёта и четыре раза садился с подбитым двигателем.
Когда освободили от немцев нашу деревню, я с Борисом Якушевым летал туда. Тётка Клавдия мне сообщила, что 27 сентября 1943 года немцы расстреляли мою мать и пятилетнего брата. Она поддерживала связь с партизанами. Один её брат, Николай Малашевич, был командиром партизанского отряда, погиб в бою, другой, Михаил, был бойцом отряда. Отец умер в 1939 году».(ЮРМ. № 960)
За годы войны Иван Семёнович, сражаясь на Брянском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах совершил 423 боевых вылета, провел 31 воздушный бой, сбил 20 вражеских самолетов. Это официальные, подтверждённые данные. Фактически, сбитых им немецких самолётов было больше.
С февраля по октябрь 1943 года 721-й полк воевал в составе 16-й воздушной армии. Бывший командующий 16-й армией, потом Маршал авиации И. Руденко, и член Военного Совета 16-й армии М. Косых в книге «16-я воздушная», подаренной авторами Козичу И.С., писали: «Отличился также командир эскадрильи 286 ИАД (истребительной авиационной дивизии – прим. авт.) Герой Советского Союза капитан И.С. Козич. В одном из воздушных боев он вышел победителем из неравной схватки, сбив два немецких самолёта. Капитан Козич был одним из опытнейших воздушных разведчиков. Он всегда брался за самые сложные задания. Его эскадрилья являлась лучшей в авиасоединении…» (И. Руденко, М. Косых. «16-я воздушная».1974. С.112)
За боевые подвиги Иван Семёнович, помимо названных наград, награжден орденами Красного Знамени (1944) и Отечественной войны I степени (1943).
13 сентября 1944 г. майор И.С. Козич покинул родной полк и уехал на учёбу в Москву, в академию (ныне им. Ю.Гагарина). В академии он вместе с другими фронтовиками от учёбы отказался, так как там учили тактике, которая давно устарела и на фронте была отвергнута. В октябре 1945 года Иван Семёнович демобилизовался. С этого времени по март 1947 года работал начальником военного отдела городского совета ОСОавиахима г. Москвы. Потом до февраля 1948 года возглавлял авторемонтный завод г. Минск. Снова два года службы в Советской армии. А дальше всё пошло наперекосяк.
Гражданская жизнь Ивана Семёновича не сложилась. Брак, заключённый с Лобацкой Галиной Васильевной 29 декабря 1944 года, 11 декабря 1951 года Пушкинским отделом ЗАГС г. Москвы был расторгнут. Сын Игорь, родившийся в 1945 году, остался с матерью. Бывшего лётчика-истребителя нигде не хотели брать на работу, даже в гражданскую авиацию. Исходил много инстанций, дошёл до ЦК КПСС. Там помогли ему устроиться в г. Молотов на телефонный завод № 273 инженером по исследованию передовых методов труда и внедрению их в производство. Так в мае 1950 года Козич И.С. оказался в Перми. После телефонного работал мастером-электромонтажником главной конторы энергоснабжения Молотовстроя СССР. Потом в Верхне-Муллинском сельпо коновозчиком, плотником, в коммунальном отделе Верхне-Муллинского райисполкома грузчиком и десятником. С декабря 1958 по февраль 1960 года трудился электрослесарем на железобетонном заводе № 2 г. Перми, а до 15 апреля 1962 года работал грузчиком в тресте Совуралсантехмонтаж г. Перми.
Что побудило Ивана Семёновича податься по оргнабору в наши края на лесозаготовки, остаётся загадкой? В трудовой книжке Ивана Семёновича имеется запись: «15.11.1962 – В-Косинский леспромхоз Сюзьвинский лесопункт Юрлинского района Пермской области, рабочий». Так более 20 лет на этом самом Сюзьвинском лесопункте прославленный Герой проработал сучкорубом. Там же в посёлке Сюзьва встретил он свою судьбу — Марию Прохоровну Копытову, уроженку д. Елога и женился на ней. Она-то и сумела понять его вечно мечущуюся душу. В 1964 году у них родилась сразу двойня: дочери Мария и Светлана. И только в 1984 году он с семьёй перебрался в с. Юрла.
И ещё одна деталь. Когда Иван Семёнович ехал в поезде в Москву вместе с капитаном-артиллеристом, то после вагона-ресторана, где они хорошо отметили встречу, он крепко заснул. Проснувшись, не обнаружил артиллериста-соседа по купе и свой китель с Золотой Звездой Героя, наградами и документами. Это обстоятельство и наложило свой отпечаток на его дальнейшую жизнь. Только во второй половине 80-х годов благодаря стараниям ответственных работников Юрлинского райкома КПСС и военкомата Козичу И.С. были вручены дубликаты документов и наград.
Умер Иван Семёнович 1 октября 2000 г. Похоронен на кладбище с. Юрла. На доме № 8 по улице Ленина села Юрлы, где жил Герой Советского Союза, в 2001 году установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1985 года по 2000 год жил Герой Советского Союза». Его именем названа одна из улиц райцентра.
Источники
- Герои Прикамья. Пермь. 2006. С.89.
- Золотые звёзды Прикамья. Пермь. 1969. С.187-188.
- Навечно в сердце народном. Минск. 1984. С.240.
- Бахматов А.А. Память. Истокико-документальная хроника Юрлинского района. Кудымкар. 1999. С.258-259.
- Конин Г.К. Звёзды на крыльях. По ленинскому пути от 14.04.1990.
- Васькин В.И. Живой памятник. По ленинскому пути от 18.09.1992.
- ЮРМ. № 960. Воспоминания Козич И.С.