Стратегия развития
Направление «Образование»
1.1 Проблемы, риски, положительные стороны.
На территории Юрлинского муниципального района действует сеть муниципальных образовательных учреждений, позволяющая реализовать образовательные потребности граждан. Функционирует 31 образовательное учреждение.
В связи с тем, что большая часть учреждений должна будет в 2012году пройти процедуру лицензирования, актуальной остаётся проблема приведения образовательных учреждений в нормативное состояние для успешного прохождения данной процедуры. Риском в данном случае является то, что 45% учреждений не смогут получить положительные заключения надзорных органов. Положительным фактом является то, что в районе разработана муниципальная целевая программа «Лицензирование образовательных учреждений» на 2012-2014 гг.
По-прежнему остается проблема доступности дошкольного образования. Охват дошкольным образованием составляет 78,2 %, что выше среднего краевого показателя (63,3 %). Реальная очередь на устройство в детский сад на 01.01.2011 года составляет более 100 человек, большая часть из которых проживает в с. Юрла, с.Усть-Зула и с.Юм. Основным риском на данный момент является то, что увеличение мест в ДОУ не предвидится. Положительная сторона — рассмотрение вопроса о строительстве детского комплекса в с.Юрла в ближайшие годы. Применяется практика привлечения неорганизованных детей на занятия и мероприятия в детских садах, развитие негосударственного сектора по предоставлению услуг по дошкольному образованию. В данный момент на территории района функционирует филиал НОУ «Школа развития личности», при Доме детского творчества в течение 4 лет работает объединение по предшкольной подготовке неорганизованных детей дошкольного возраста. Положительным моментом является и то, что, несмотря на участие района в Проекте «Мамин выбор», дошкольное образование востребовано.
Острой проблемой остаётся старение педагогических кадров: 57,6% педагогов старше 45 лет и только 11,4% педагогов имеют стаж до 5 лет. В 7 школах отсутствуют учителя иностранного языка, что говорит о предоставлении неполной образовательной услуги. Риском в данной ситуации является то, что через 2-3 года часть школ останется без учителей филологии и математики, ведь в настоящее время большинство из них уже находятся на основной пенсии, но продолжают работать в школе. Молодые педагоги не заинтересованы в поиске работы в малочисленных школах, несмотря на единовременную выплату при приёме на работу и ежемесячное пособие в течение трёх лет. Выходом из сложившейся ситуации является разработка районной целевой программы по привлечению молодых специалистов в образовательные учреждения.
Проблема относительно низкой заработной платы не решена в тех образовательных учреждениях, в классах которых средняя наполняемость в ниже нормативной, а также в дошкольных образовательных учреждениях. Уменьшилась доля расходов на оплату труда педагогов в общем фонде оплаты труда в связи с увеличением МРОТ. Риски: на фоне снижения контингента обучающихся при существующей системе оплаты труда и нормативно-подушевом финансировании заработная плата не повысится; перевод непрофильных функций на аутсорсинг не является финансово привлекательным для предпринимателей, поэтому не решает проблемы нехватки средств на увеличение ФОТ педагогического персонала.
Основные задачи в сфере образования:
- Разработка ведомственной целевой программы «Лицензирование образовательных учреждений» на 2012-2014 гг.
- Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях:
- Строительство нового детского сада в с.Юрла.
- Расширение доступности и вариативности дошкольного образования.
- Разработка и реализация программы перевода непрофильных функций на аутсорсинг.
- Изменение типа муниципальных учреждений на муниципальные бюджетные учреждения.
- Разработка ведомственной целевой программы по привлечению молодых специалистов в сферу образования.
- Повышение результатов образовательной деятельности.
- Снижение подростковой преступности.
- Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий.
- Создание информационно-коммуникационной образовательной среды.
Основные механизмы реализации задач:
- Участие в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
- Участие в проекте «Модернизация системы образования»;
- Участие в проекте «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»;
- Участие в реализации проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение»;
- Исполнение Закона РФ N 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»;
- Реализация Постановления Правительства Пермского края от 27.08.2010 N 560-п «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и Порядка предоставления компенсации части затрат родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению детей-инвалидов дошкольного возраста на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Реализация проекта «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края (Технология Web 2.0)»;
- Приведение в нормативное состояние учреждений образования согласно целевой ведомственной программе «Лицензирование образовательных учреждений» на 2012-2014 гг.»
- Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Предполагаемый результат:
1. Наличие лицензий у всех образовательных учреждений.
2. Отсутствие предписаний надзорных органов.
3. 40% педагогов имеют стаж работы до 10 лет.
4.Отсутствие очереди в ДОУ в связи с доступностью и вариативностью дошкольного образования.
5. Учреждения образования имеют стабильный доступ в Интернет, развита информационно-телекоммуникационная среда.